Горячая линия по вопросам оплаты труда бюджетников

1. Достижение целевых показателей, содержащихся в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации

государственной социальной политики», по заработной плате отдельной категории работников.

 

         1) какой показатель установлен для расчета отношения средней заработной платы по категориям «указников»?

         Ответ:

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» заработная плата социальных работников к 2018 году должна быть доведена до 100 процентов средней заработной плате в субъекте РФ.

В связи с вступлением в силу постановления Правительства РФ от 14.09.2015  № 973 «О совершенствовании статистического учета в связи с включением в официальную статистическую информацию показателя среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности)», начиная с итогов 2015 года  применяется показатель среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности);

Данный показатель рассчитывается Федеральной службой государственной статистики ежегодно.

 

2) о достижении целевых показателей по заработной плате конкретного работника

Ответ:

Соотношение средней заработной платы социальных работников устанавливается в Соглашении между Министерством труда и социальной защиты РФ и Правительством Камчатского края об обеспечении достижения в 2014-2018 годах целевых  показателей (нормативов) оптимизации сети государственных (муниципальных) учреждений социального обслуживания, определенных региональным Планом мероприятий («дорожной картой») по повышению эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Камчатском крае на 2013 – 2018 годы.

         Согласно Соглашению соотношение заработной платы социальных работников к средней заработной плате по Камчатскому краю на 2015 год был сохранен на уровне 2014 года и составлял 58 процентов от средней заработной платы в Камчатском крае.

В 2016 году уровень номинальной заработной платы социальных работников должен быть размерах не ниже уровня, достигнутого в 2015 году.

  При этом не у всех работников, определенных Указом Президента РФ, заработная плата может достигать запланированного соотношения.

В соответствии с поставленной Президентом РФ задачей – повышение эффективности и качества оказываемых населению услуг - органам власти всех уровней необходимо обеспечить механизм, позволяющий осуществлять повышение заработной платы работникам с учетом оценки реального вклада каждого работника в повышение качества оказываемых услуг, а также с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы.

При этом достижение целевых показателей, определенных вышеуказанным Соглашением, осуществляется в отношении социальных работников в целом по отрасли и заработная плата в одной категории работников может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 для соответствующей категории работников.

 

2. Индексация заработной платы работников краевых

государственных учреждений в 2016 году.

 

         1) предусмотрена ли повышение заработной платы работников краевых государственных учреждений социального обеспечения населения 2016 году?

Ответ:

С 1 июля 2016 года Правительством Камчатского края запланировано очередное повышение оплаты труда работников краевых государственных учреждений на 7 процентов.

2) каким образом будет осуществлено повышение заработной платы работникам краевых государственных учреждений в 2016 году?

Ответ:

Уровень заработной платы будет повышен за счет индексации должностных окладов с 1 июля 2016 года на 7 процентов.

        

3. Районное регулирование оплаты труда.

 

         1) как начисляются процентные надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера?

         Ответ:

В соответствии с общим порядком начисления указанных процентных надбавок, установленным Инструкцией о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами» (утв. приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2) процентные надбавки начисляются на заработок в следующих размерах:

а) в Камчатском крае (за исключением Корякского округа и Алеутского муниципального района) – 10 % заработка по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 10 % за каждые последующие шесть месяцев работы, а по достижении шестидесятипроцентной надбавки – 10 % заработка за каждый последующий год работы до достижения 80 % заработка;

б) в Корякском округе и Алеутском районе Камчатского края – 10 % заработка по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 10 % за каждые последующие шесть месяцев работы, до достижения 100 % заработка.

 

2) как начисляются процентные надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера молодежи (лицам до 30 лет)?

         Ответ:

В отношении молодежи (лиц в возрасте до 30 лет) следует отметить, что с 1 января 2005 года установление процентных надбавок к их заработной плате дифференцируется в зависимости от того, за счет какого бюджета осуществляется финансирование организации, учреждения, государственного органа (финансирование федеральное, региональное, муниципальное или внебюджетная сфера).

Так, в Камчатском крае для работников государственных органов Камчатского края, краевых государственных учреждений, муниципальных учреждений (то есть финансируемых из краевого и местных бюджетов) на основании:

- Закона Камчатского края от 29.12.2014 № 561 «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Камчатском крае и работающих в государственных органах Камчатского края, краевых государственных учреждениях»;

- нормативных правовых актов органов местного самоуправления в Камчатском крае

молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 5 лет, процентные надбавки выплачиваются в полном размере с первого дня работы.

В федеральных государственных органах, федеральных государственных учреждениях (то есть финансируемых из федерального бюджета) молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентные надбавки к заработной плате выплачиваются в ускоренном порядке согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 22.10.1990 № 458 «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера», при условии их проживания в районах Крайнего Севера не менее одного года.

В этом случае процентные надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 20 % по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20 % за каждые последующие шесть месяцев, и по достижении 60 % - последние 20 % - за один год работы.

На предприятиях небюджетной сферы размер компенсационных выплат (в частности, процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера) определяется предприятием самостоятельно.

При этом размеры данных выплат, установленные локальным актом организации, не могут быть ниже тех, которые предусмотрены законодательством для работников федеральных бюджетных учреждений.

Таким образом, на лиц в возрасте до 30 лет, проживших в районе Крайнего Севера не менее 1 года и вступающих в трудовые отношения с коммерческим предприятием, в полной мере распространяются нормы постановления Совета Министров РСФСР от 22.10.1990 № 458 по ускоренному начислению процентных надбавок к заработной плате.

При этом работодатели, исходя из финансовых возможностей, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами могут устанавливать дополнительные гарантии и компенсации, в том числе выплату процентной надбавки в полном размере с первого дня работы молодежи.

3) в каком размере установлен районный коэффициент к заработной плате в Камчатском крае?

Ответ:

В соответствии со  статьей 316 Трудового кодекса РФ  размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ.

Поскольку данные нормативные правовые акты Правительством РФ до настоящего времени еще не приняты, продолжают действовать соответствующие нормы бывшего Союза СССР, которые могут применяться в части, не противоречащей положениям Трудового кодекса РФ.

Так, для работников непроизводственных отраслей применяется постановление Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 № 380/П-18 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

Данным постановлением в централизованном порядке установлены районные коэффициенты: Командорские острова - 2,0, остальные территории Камчатской области – 1,6.

В соответствии со статьей 316 Трудового кодекса РФ органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов.

На основании вышеуказанной правовой нормы Законом Камчатского края от 29.12.2014 № 561 «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Камчатском крае и работающих в государственных органах Камчатского края, краевых государственных учреждениях» и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в Камчатском крае для работников организаций, финансируемых из краевого и местных бюджетов, был установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,8.

Для отраслей производственной сферы (строительной, рыбной, геологоразведочной и др. отраслей) бывшей Камчатской области отдельными постановлениями Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС утверждены районные коэффициенты к заработной плате: Командорские острова - 2,0, остальные территории бывшей Камчатской области – 1,8.

Работодатели внебюджетной сферы обязаны выплачивать районный коэффициент не ниже, установленного на федеральном уровне. С учетом их финансовых возможностей они могут принимать решение о выплате повышенного районного коэффициента, что должно быть отражено коллективном договоре, положении об оплате труда и т.д.

 

4. О сроках выплаты заработной платы и

об ответственности за несвоевременную ее выплату

 

В соответствии с частью шестой статьи 136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается не реже, чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. Иные сроки выплаты заработной платы могут быть установлены лишь для отдельных категорий работников и только федеральным законом.

В соответствии с частью 8 статьи 136 Трудового кодекса РФ при совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.

В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней на основании статьи 142 Трудового кодекса РФ работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.

В соответствии со статьей 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Согласно статье 352 Трудового кодекса РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

За защитой своих прав, помимо обращения в прокуратуру и государственную инспекцию труда, Вы вправе обратиться в суд. Однако обращаясь в суд, необходимо иметь в виду, что срок исковой давности составляет три месяца, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права (в частности, о невыплате заработной платы), а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (статья 392 Кодекса).. При пропуске такого срока по уважительным причинам суд может восстановить срок.

В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ заявление о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат; процентов за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, рассматривается в приказном судебном производстве мировым судьей.

Федеральным законом от 29.06.2015 № 186-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (по вопросам повышения ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы) работники наделяются правом подать в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, если имеется не погашенная в течение более чем трех месяцев задолженность по оплате труда, а руководителю должника вменена обязанность подавать указанное заявление в случае непогашенной задолженности перед работниками свыше трех месяцев по причине недостаточности средств.

В соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда, к которому относится также несвоевременная выплата заработной платы, влечет:

1.1 на должностных лиц организации:

наложение административного штрафа - в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей. При повторном нарушении влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;

1.2 на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица:

штраф - от одной тысячи до пяти тысяч рублей, или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. При повторном нарушении  штраф - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;

1.3 на юридических лиц:

штраф - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. При повторном нарушении штраф - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

1.4 Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

На основании ч. 1 ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа:

на граждан - в размере от 300 до 500 руб.;

на должностных лиц - от 1000 до 2000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет;

на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб.

В случае, если в результате проведенных надзорных мероприятий были выявлены нарушения, содержащие признаки преступлений, предусмотренных статьями, в частности, 145.1 Уголовного кодекса РФ, уполномоченные должностные лица Роструда и его территориальных органов обязаны направить материалы проверки в следственные органы для рассмотрения в установленном законодательством порядке вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.

Также вопрос о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности может быть возбужден и по заявлению о преступлении работником организации, подаваемому в следственные органы в установленном порядке.

Уголовная ответственность за невыплату заработной платы предусмотрена, если заработная плата не выплачивалась из корыстной или личной заинтересованности руководителя организации, работодателя-физического лица, руководителя филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения.

(ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ. «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат»).

1. Частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности:

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей

или в размере заработной платы или иного дохода за период до одного года,

либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года,

либо принудительными работами на срок до двух лет,

либо лишением свободы на срок до одного года.

2. Полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности:

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей

или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет,

либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового,

либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Если невыплата заработной платы повлекла тяжкие последствия:

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей

или штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет

либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет

или лишением свободы на срок от двух до пяти лет без лишения права заниматься определенной деятельностью.

Примечание. Под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат в настоящей статье понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.

Одновременно информируем, что в Камчатском крае действует Межведомственная комиссия по обеспечению своевременной выплаты заработной платы, легализации трудовых отношений и содействию в осуществлении контроля за полнотой уплаты налогов (сборов) в бюджеты всех уровней и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее – Межведомственная комиссия), в работе которой принимают участие контрольно-надзорные органы, в том числе прокуратура Камчатского края, государственная инспекция труда в Камчатском крае.

В полномочия Межведомственной комиссии входит обеспечение согласованных действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Камчатскому краю, исполнительных органов государственной власти Камчатского края, государственных внебюджетных фондов, объединений работодателей и профсоюзов в решении задач ликвидации задолженности по выплате заработной платы, уплате налогов (сборов) в бюджеты всех уровней и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также легализации трудовых отношений в организациях всех форм собственности, расположенных на территории Камчатского края.

Вместе с тем, в Министерстве социального развития и труда Камчатского края работает телефон «горячей линии» по вопросам соблюдения трудового законодательства в части несвоевременной выплаты заработной платы. Телефон «горячей линии»: 23-49-11.

 

 

 

 

5. О минимальной заработной плате в Камчатском крае

 

В Камчатском крае 29 декабря 2015 года заключено региональное Соглашение о минимальной заработной плате в Камчатском крае, установившее размер минимальной заработной платы в Камчатском крае с 1 января 2016 года в размере 16 435  руб., с 1 июля 2016 года – в размере 16 910 руб.

Также в соглашении о минимальной заработной плате предусмотрены нормы, устанавливающие повышенный размер минимальной заработной платы для работников, проживающих в Корякском округе и Алеутском муниципальном районе.

В частности, для работников, осуществляющих трудовую деятельность в организациях, расположенных на территории Корякского округа, и получающих заработную плату с начислением процентных надбавок в размере 100 %, минимальная заработная плата с 1 января 2016 года устанавливается в размере 17 970 руб., а с 1 июля 2016 года – в размере 18 210 руб.

Для работников, осуществляющих трудовую деятельность в организациях, расположенных на территории Алеутского муниципального района, и получающих заработную плату с применением районного коэффициента в размере 2,0 и начислением процентных надбавок в размере 100 %, минимальная заработная плата с 1 января 2016 года устанавливается в размере 18 960  руб., с 1 июля 2016 года – в размере 19 510 руб.

В соответствии со статьей 6 Трудового кодекса РФ, а также в целях реализации регионального Соглашения о минимальной заработной плате в Камчатском крае работникам краевых государственных учреждений в соответствии с постановлением Правительства Камчатского края от 28.09.2012 № 443-П «О доплате работникам краевых государственных учреждений до размера минимальной заработной платы в Камчатском крае, установленной региональным Соглашением о минимальной заработной плате в Камчатском крае» устанавливается доплата до размера минимальной заработной платы, установленного Соглашением.